Одно окно

 

Служба "одно окно": порядок создания и деятельности

 

Положение о порядке создания и деятельности службы «одно окно» (далее – Положение) утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 202 (далее – Указ № 202). Документ принят в целях дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур и организации деятельности службы «одно окно».

Положение, в частности, предусматривает создание службы «одно окно» в городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетах, администрациях районов в городах (далее – исполкомы) на основании решения соответствующего исполкома. Однако установлено, что с учетом количества осуществляемых административных процедур, численности населения, проживающего на соответствующей территории, служба «одно окно» может быть создана в иных местных исполнительных и распорядительных органах.

 

Цель, задачи и функции

 

Согласно Положению служба «одно окно» является формой организации деятельности исполкомов, их структурных подразделений, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также республиканских органов госуправления (далее – уполномоченные органы) по осуществлению административных процедур. Определено, что основной целью службы «одно окно» является обеспечение в одном месте приема заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдачи административных решений по ним в соответствии с перечнем, установленным Правительством. В то же время, оговорено, что при наличии возможности службой «одно окно» принимаются заявления (выдаются документы) и по иным административным процедурам, не включенным в перечень, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции уполномоченных органов.

Прием заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдача административных решений могут осуществляться на альтернативной основе в службе «одно окно», уполномоченных органах, расчетно-справочных центрах, иных организациях. Не допускается направление заинтересованных лиц для получения консультаций в уполномоченные органы при их обращении в службу «одно окно».

Согласно п. 5 Положения основными задачами службы «одно окно» являются:

  • обеспечение реализации заявительного принципа «одно окно» при обращении заинтересованных лиц за осуществлением административных процедур;
  • создание условий для подачи в одном месте заинтересованными лицами заявлений об осуществлении административных процедур (далее – заявления);
  • оказание бесплатной консультативной помощи по вопросам подготовки документов, необходимых для осуществления административных процедур;
  • обеспечение своевременной и качественной подготовки документов, необходимых для осуществления административных процедур;
  • выдача административных решений.

В свою очередь, функции службы «одно окно» перечислены в п. 6 Положения, где определено, что данная служба:

1) выдает справки (выписки) из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем, доступ к которым организован в службе «одно окно», в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации;

2) разъясняет обязанность уполномоченных органов самостоятельно запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, за исключением тех, которые включены в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также права и обязанности заинтересованных лиц;

3) разъясняет сроки направления запросов в другие госорганы, иные организации, порядок внесения платы за выдачу получаемых по таким запросам документов и (или) сведений, за предоставление которых законодательством предусмотрено взимание платы, а также иные вопросы, связанные с порядком подачи заявлений, в том числе в электронной форме, подготовки документов и выдачи административных решений;

4) бесплатно предоставляет предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, разъясняет порядок их заполнения и представления;

5) принимает заявления, а также документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлениями;

6) отказывает заинтересованным лицам в принятии заявлений в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина;

7) подготавливает к рассмотрению заявления, а также документы и (или) сведения, представляемые вместе с ними, и передает материалы в соответствующие уполномоченные органы, в том числе в виде электронных документов (при необходимости), подписанных электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи;

8) получает документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, в порядке, предусмотренном в ст. 21 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», в том числе с учетом требований по защите информации получает документы и (или) сведения, которые содержат информацию, относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, за исключением информации, относящейся к государственным секретам;

9) заверяет дату и способ получения информации, необходимой для осуществления административных процедур, полученной посредством:

  • общегосударственной автоматизированной информационной системы из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем, интегрированных в общегосударственную автоматизированную информационную систему;
  • направления запросов и получения ответов в виде электронных документов с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов;

10) выдает заинтересованным лицам административные решения (их копии, выписки из них);

11) разъясняет порядок и сроки обжалования принятых административных решений;

12) выдает заинтересованным лицам уникальный идентификатор в целях обеспечения доступа к единому порталу электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы для подачи заявлений, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;

13) ведет делопроизводство по заявлениям в установленном законодательством порядке.

При этом уточняется, что функции работников уполномоченных органов определяются в соответствии с законодательством, регулирующим порядок осуществления соответствующих административных процедур.

Организация работы

 

Согласно п. 7 Положения прием заявлений, выдачу административных решений, выполнение иных функций службы «одно окно», связанных с осуществлением административных процедур, осуществляют:

  • работники уполномоченных органов, в том числе направленные для этих целей в службу «одно окно» в соответствии с законодательством о труде;
  • работники госорганизаций, направленные в службу «одно окно» на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых руководителем исполкома с госорганизациями (конкретизируется, что предметом таких договоров является выполнение работ (оказание услуг) для реализации функций службы «одно окно» по приему заявлений и выдаче административных решений; в случае, если такой договор заключается с бюджетной организацией, указанный договор является безвозмездным).

Численность работающих в службе «одно окно» определяет руководитель соответствующего исполкома:

  • работников уполномоченных органов, в том числе структурных подразделений исполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, – с учетом предложений руководителей таких органов и структурных подразделений соответственно;
  • работников госорганизаций, направленных в службу «одно окно» на основании гражданско-правовых договоров, – в соответствии с численностью, предусмотренной данными договорами.

Административные процедуры осуществляются работниками службы «одно окно» в соответствии с законодательством, регулирующим сферу общественных отношений, к которой относятся соответствующие административные процедуры.

Кроме того, предусмотрено, что исполком, в котором создается служба «одно окно»:

  • обеспечивает организацию рабочих мест для работников службы «одно окно»;
  • обеспечивает взаимодействие, в том числе электронное, между службой «одно окно», соответствующими структурными подразделениями исполкома и другими госорганами, иными организациями при осуществлении административных процедур;
  • создает условия для использования программного комплекса «Одно окно», иных подсистем функционального назначения общегосударственной автоматизированной информационной системы, иных информационных ресурсов и систем, необходимых для осуществления административных процедур.

Пунктом 2.1 Указа № 202 определено, что:

  • расходы по созданию, организации деятельности и функционированию службы «одно окно» производятся в пределах средств, предусмотренных госорганам, в которых создается служба «одно окно», в соответствующем бюджете на функционирование таких госорганов, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством;
  • приобретение работ и услуг по обеспечению выполнения функций службы «одно окно» осуществляется с применением процедуры закупки из одного источника.

Порядок приёма

 

Положением установлено, что прием заинтересованных лиц в службе «одно окно» осуществляется ежедневно по рабочим дням. По субботам и (или) воскресеньям прием может осуществляться, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений за осуществлением административных процедур. В рабочие дни прием должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, при этом оговорено, что хотя бы один рабочий день в неделю прием должен заканчиваться не ранее 20 часов.

Обслуживание заинтересованных лиц в службе «одно окно» должно осуществляться в порядке очереди, в том числе при необходимости путем внедрения системы электронного управления очередью и организации предварительной записи заинтересованных лиц на прием.

Согласно п. 12 Положения на рабочем месте и на бейдже работника службы «одно окно» должна быть размещена информация о занимаемой работником должности, его фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется). Общие требования к деловому стилю одежды работников службы «одно окно», а также к помещениям, в которых располагается служба «одно окно», устанавливаются Совмином.

Кроме того, Положением определено, что в здании, в котором располагается служба «одно окно», должно быть обеспечено формирование безбарьерной среды для инвалидов в целях их беспрепятственного доступа к местам приема. Территория, прилегающая к зданию, в котором располагается служба «одно окно», либо находящаяся в непосредственной близости от него, оборудуется достаточным количеством бесплатных парковочных мест для транспорта посетителей службы «одно окно», в том числе для транспортных средств инвалидов. В службе «одно окно» организуется оказание консультативной помощи по вопросам осуществления административных процедур по единому справочно-информационному номеру. Для полного удобства в здании, в котором располагается служба «одно окно», либо в непосредственной близости от него должна быть обеспечена возможность внесения платы, взимаемой при осуществлении административных процедур.

Непосредственное руководство организацией деятельности службы «одно окно» осуществляется должностным лицом исполкома, уполномоченным руководителем этого исполкома. Определено, что работники службы «одно окно» по вопросам организации деятельности данной службы подчиняются должностному лицу, уполномоченному на осуществление непосредственного руководства организацией деятельности службы «одно окно».

Положение вступает в силу с 27 ноября 2018 г., иные нормы Указа № 202 - с 27 мая 2018 г.