Согласно Положению служба «одно окно» является формой организации деятельности исполкомов, их структурных подразделений, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также республиканских органов госуправления (далее – уполномоченные органы) по осуществлению административных процедур. Определено, что основной целью службы «одно окно» является обеспечение в одном месте приема заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдачи административных решений по ним в соответствии с перечнем, установленным Правительством. В то же время, оговорено, что при наличии возможности службой «одно окно» принимаются заявления (выдаются документы) и по иным административным процедурам, не включенным в перечень, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции уполномоченных органов.
Прием заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдача административных решений могут осуществляться на альтернативной основе в службе «одно окно», уполномоченных органах, расчетно-справочных центрах, иных организациях. Не допускается направление заинтересованных лиц для получения консультаций в уполномоченные органы при их обращении в службу «одно окно».
Согласно п. 5 Положения основными задачами службы «одно окно» являются:
- обеспечение реализации заявительного принципа «одно окно» при обращении заинтересованных лиц за осуществлением административных процедур;
- создание условий для подачи в одном месте заинтересованными лицами заявлений об осуществлении административных процедур (далее – заявления);
- оказание бесплатной консультативной помощи по вопросам подготовки документов, необходимых для осуществления административных процедур;
- обеспечение своевременной и качественной подготовки документов, необходимых для осуществления административных процедур;
- выдача административных решений.
В свою очередь, функции службы «одно окно» перечислены в п. 6 Положения, где определено, что данная служба:
1) выдает справки (выписки) из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем, доступ к которым организован в службе «одно окно», в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации;
2) разъясняет обязанность уполномоченных органов самостоятельно запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, за исключением тех, которые включены в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также права и обязанности заинтересованных лиц;
3) разъясняет сроки направления запросов в другие госорганы, иные организации, порядок внесения платы за выдачу получаемых по таким запросам документов и (или) сведений, за предоставление которых законодательством предусмотрено взимание платы, а также иные вопросы, связанные с порядком подачи заявлений, в том числе в электронной форме, подготовки документов и выдачи административных решений;
4) бесплатно предоставляет предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, разъясняет порядок их заполнения и представления;
5) принимает заявления, а также документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлениями;
6) отказывает заинтересованным лицам в принятии заявлений в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина;
7) подготавливает к рассмотрению заявления, а также документы и (или) сведения, представляемые вместе с ними, и передает материалы в соответствующие уполномоченные органы, в том числе в виде электронных документов (при необходимости), подписанных электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи;
8) получает документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, в порядке, предусмотренном в ст. 21 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», в том числе с учетом требований по защите информации получает документы и (или) сведения, которые содержат информацию, относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, за исключением информации, относящейся к государственным секретам;
9) заверяет дату и способ получения информации, необходимой для осуществления административных процедур, полученной посредством:
- общегосударственной автоматизированной информационной системы из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем, интегрированных в общегосударственную автоматизированную информационную систему;
- направления запросов и получения ответов в виде электронных документов с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов;
10) выдает заинтересованным лицам административные решения (их копии, выписки из них);
11) разъясняет порядок и сроки обжалования принятых административных решений;
12) выдает заинтересованным лицам уникальный идентификатор в целях обеспечения доступа к единому порталу электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы для подачи заявлений, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;
13) ведет делопроизводство по заявлениям в установленном законодательством порядке.
При этом уточняется, что функции работников уполномоченных органов определяются в соответствии с законодательством, регулирующим порядок осуществления соответствующих административных процедур.