Консультация «Психологический климат в семье»

15.02.2024

 

Большинство  психологов  считают,  что  психологическое  здоровье  или нездоровье  ребёнка  неразрывно  связано  с  психологической  атмосферой,  или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или  иной  семьи  более  или  менее  устойчивый  эмоциональный  настрой,  который является следствием семейных взаимоотношений.   

 

 

Психологический климат в семье  определяет  устойчивость  внутрисемейных  отношений,  оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным,  данным  раз  и  навсегда.  Его  создают  члены  каждой  семьи,  и  от  их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так  для  благоприятного  психологического  климата  характерны  следующие признаки:  сплочённость,  возможность  всестороннего  развития  личности  каждого её  члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство  защищенности  и  эмоциональной  удовлетворенности,  гордость  за принадлежность  к  своей  семье,  ответственность.  В  семье  с  благоприятным психологическим  климатом  каждый  её  член  относится  к  остальным  с  любовью, уважением  и  доверием,  к  родителям  —    с  почитанием,  к    «слабому»  —  с готовностью  помочь  в  любую  минуту.  Важными  показателями  благоприятного психологического  климата  семьи  являются:  стремление  её  членов  проводить свободное  время  в  домашнем  кругу,  беседовать  на  интересующие  всех  темы, вместе  выполнять  домашнюю  работу,  подчёркивать  достоинства  и  добрые  дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Такой  климат  способствует  гармонии,  снижению  остроты  возникающих конфликтов,  снятию  стрессовых  состояний,  повышению  оценки  собственной социальной  значимости  и  реализации  личностного  потенциала  каждого  члена семьи.  Исходной  основой  благоприятного  климата  семьи  являются  супружеские отношения.  Совместная  жизнь  требует  от  супругов  готовности  к  компромиссу, умения  считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие  качества,  как  взаимное  уважение,  доверие,  взаимопонимание.  Когда  члены семьи  испытывают  тревожность,  эмоциональный  дискомфорт,  напряжённость, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности,  в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё  это препятствует  выполнению  семьёй  одной  из  главных  своих  функций  —психотерапевтической,  снятия  стресса  и  усталости,  а  также  ведёт  к  депрессиям, ссорам,  психической напряжённости,  дефициту  в  положительных  эмоциях.  Если члены  семьи  не  стремятся  изменить  такое  положение  к  лучшему,  то  само существование семьи становится проблематичным. Основным  условием  нормального  психосоциального  развития  ребёнка признаётся  спокойная  и  доброжелательная  обстановка,  создаваемая  благодаря постоянному  присутствию  родителей,  которые  внимательно  относятся  к эмоциональным  потребностям  ребёнка,  беседуют  с  ним,  поддерживают дисциплину,  осуществляют  необходимое  наблюдение.  Характер  внутрисемейных отношений,  нравственно-психологический  климат  семьи  оказывают  большое влияние  на  становление  личности  ребёнка.  Усваивая  нормы  поведения  и отношений  родителей,  дети  начинают  в  соответствии  с  ними  строить  свои отношения  с  близкими  людьми,  а  затем  переносят  навыки  этих  отношений  и  на окружающих  людей,  товарищей,  учителей.  Если  же  в  семье  нет  единства  в воспитании ребёнка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к  ребёнку  и  требовательности  к  нему,  то  создаётся  почва  для  неправильного становления  характера  человека.  Эксперты  ВОЗ  на  основе  анализа  результатов многочисленных  исследований  в  различных  странах  убедительно  показали,  что нарушения  психического  здоровья  гораздо  чаще  отмечаются  у  детей,  которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды  под  влиянием  определённых  ситуаций  могут  появиться  нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения  сна, нарушения, связанные с приёмами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер.  У  некоторых  же  детей  они  проявляются  часто,  упорно  и  приводят  к социальной  дезадаптации.  Такие  состояния  могут  быть  определены  как психические расстройства. Они   не возникают, если родители вовремя справляются со  своими  личными  проблемами  и  поддерживают  тёплые  взаимоотношения  в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу  ориентации и увлечения детей.