Педагогам
О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ, РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА РЕГИСТРАЦИЮ НА ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАХ, ПРИЗНАННЫХ
ЭКСТРЕМИСТСКИМИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ
МАТЕРИАЛОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В основу государственной политики и идеологии Республики
Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих
функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на
противодействие
экстремизму и терроризму, недопустимость
реабилитации нацизма.
Указанные векторы деятельности государственных органов и
организаций урегулированы на законодательном уровне: - Закон от 04.01.2007 №203-З «О противодействии экстремизму» (в
редакции от 14.05.2021); - Закон от 03.01.2002 №77-З «О борьбе с терроризмом» (в редакции
от 18.05.2022); - Закон от 14.05.2021 №103-З «О недопущении реабилитации
нацизма»; - постановление Совета Министров Республики Беларусь от
12.10.2021 №575 «О мерах противодействия экстремизму и
реабилитации нацизма»).
О противодействии экстремизму
Законом «О противодействии экстремизму» определены основные
термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских
материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики,
финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры
противодействия экстремизму.
Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан
Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства
либо политических партий, профессиональных союзов, других
общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том
числе иностранных или международных организаций или их
представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей
по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств
на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы
конституционного строя, общественную безопасность.
Справочно. Может осуществляться путем:
- насильственного изменения конституционного строя и (или)
территориальной целостности Республики Беларусь; -
захвата
или
неконституционным путем;
удержания
государственной
власти - создания экстремистского формирования либо участия в
экстремистском формировании; - содействия осуществлению экстремистской деятельности,
прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой
деятельности; - распространения в этих целях заведомо ложных сведений о
политическом,
экономическом,
социальном,
военном
или
международном положении Республики Беларусь, правовом положении
граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику
Беларусь; - оскорбления в этих целях представителя власти в связи с
исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов
государственной власти и управления; - создания в этих целях незаконного вооруженного формирования; - осуществления террористической деятельности; - разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной
социальной вражды или розни, политической или идеологической
вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы,
в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний
против общественного порядка и общественной нравственности,
порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и
достоинства личности, имущества; - организации и осуществления массовых беспорядков, актов
вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением
имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо
нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по
мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной
вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды
или розни в отношении какой-либо социальной группы; - совершения в этих целях незаконных действий в отношении
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; -
пропаганды
исключительности,
превосходства
либо
неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- -
распространения экстремистских материалов, а равно
изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях
распространения;
реабилитации нацизма, пропаганды или публичного
демонстрирования, изготовления, распространения нацистской
символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой
символики или атрибутики в целях распространения; - воспрепятствования законной деятельности государственных
органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по
выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных
комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению
голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности
должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением
насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения
насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных
должностных лиц в целях воспрепятствования их законной
деятельности или принуждения к изменению характера такой
деятельности либо из мести за исполнение ими служебных
обязанностей; - финансирования экстремистской деятельности; - публичных призывов к организации или проведению в этих целях
незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или
пикетирования с нарушением установленного порядка их организации
или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых
мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или
выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких
массовых
мероприятий, если их проведение повлекло по
неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного
повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в
крупном размере.
актов
Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых
органами
прокуратуры
объявляются
официальные
предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы о
приостановлении деятельности организаций, чья деятельность
противоречит
нормам
законодательства,
о
признании
их
экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.
КоАП Республики Беларусь (ст.19.11) предусматривает
наступление ответственности за распространение, изготовление,
хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы
к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую
деятельность.
Так, распространение информационной продукции, содержащей
призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую
деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью
распространения такой информационной продукции (ч.1 ст.19.11 КоАП)
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения, на
индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых
величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения.
Республиканский список экстремистских материалов размещен на
сайте
Министерства
(http://mininform.gov.by/).
информации
Республики
Беларусь
Распространение информационной продукции, включенной в
республиканский список экстремистских материалов, а равно
изготовление,
издание, хранение либо перевозка с целью
распространения такой информационной продукции (ч.2 ст.19.11 КоАП)
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых
величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также
орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, или административный арест с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также
орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, на индивидуального
предпринимателя - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста
базовых величин с конфискацией предмета административного
правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на
юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин с конфискацией
предмета административного правонарушения, а также орудий и средств
совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и
средств.
Справочно. Как правило, по указанной статье привлекаются за
распространение в глобальной компьютерной сети Интернет (на
личных страницах в социальных сетях, мессенджерах «Вайбер»,
«Телеграмм» и т.д.) информации с телеграмм-каналов (чатов) и иных
источников, признанных экстремистскими (NEXTA, Беларусь головного
мозга, Мая Краина Беларусь и др.), либо хранящие указанную
информацию с целью её распространения.
Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса
или любопытства читают запрещенные каналы, признанные
экстремистскими материалами, уголовная либо административная
ответственность не грозит.
Вместе с тем, следует знать, что подписка - это элемент
популяризации, распространения экстремистской информации, т.е.
хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в
социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.)
ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский
список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью
распространения,
что
предусматривает
административную
ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 КоАП.
Кроме того, различная пропаганда - «слив» данных, репосты,
комментарии, оказание поддержки в популяризации канала,
финансирование - это влечет в настоящее время административную
ответственность.
Деанонимизировать
правоохранители
на
сегодня
могут
практически любого, современные компьютерные программы позволяют
это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные
домовые чаты.
Состав указанного административного правонарушения будет и в
том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для
размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он
фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как
вся информация, размещенная на канале, признанном экстремистским,
также является экстремистской.
Ст.19.10
КоАП Республики Беларусь предусматривает
административную ответственность за пропаганду или публичное
демонстрирование,
изготовление,
распространение
нацистской
символики или атрибутики. Как правило, это выражается в публичной
демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики,
либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки
тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).
За совершение указанных действий Законом предусмотрена
ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых
величин, общественных работ, административного ареста. Если
указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или
юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до
пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин
соответственно.
Предусмотрена ответственность за повторность данного
правонарушения в течение года после наложения административного
взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати
базовых величин, общественных работ, административного ареста. В
отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица,
размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти
базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин
соответственно.
Раскрывая тему противодействия экстремизму, не будет лишним
затронуть наиболее распространённый состав административного
правонарушения (статьей 24.23 КоАП), который предусматривает
ответственность за нарушение порядка организации и проведения
массовых мероприятий, поскольку данная тематика тесно связано с
вопросом сегодняшнего дня информирования.
Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в
разного рода несанкционированных (проводимых без согласования) с
местными органами исполнительной власти (администрации городов
(района) митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, собраниях и т.д.,
а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.
Как участие в несанкционированных мероприятиях является, в том
числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело
красно-белого флага в любом исполнении, герба «погоня» в месте
доступном всеобщему обозрению (на стеклах, корпусе и в салонах
автомашин, на окнах домов, элементах одежды, ручной клади, корпусах,
чехлах мобильных телефонов и т.д.).
Так,
гражданин
был привлечен к административной
ответственности по ст.24.23 КоАП за размещение бело-красно-белых
листов бумаги формата А4 для всеобщего обозрения на окне своей
квартире.
За совершение указанных действий Законом предусмотрена
ответственность в виде штрафа до ста пятидесяти базовых величин, или
общественных работ от восьми до шестидесяти часов, или
административного ареста сроком от пятнадцати до тридцати суток, в
отношении юридического лица от двадцати до двухсот базовых величин.
За повторное совершение аналогичных действий в течение одного
года после наложения административного взыскания предусмотрена
повышенная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до
двухсот базовых величин, или общественных работ, или
административного ареста.
Если вышеуказанные действия совершены за вознаграждение, то
Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от
тридцати до двухсот базовых величин, или общественных работы, или
административного ареста.
Уголовным кодексом предусмотрен рад ограничений связанных с
преступными действиями и намерениями при проведении массовых
мероприятий.
Статья
370
УК предусматривает ответственность за
надругательство над государственными символами (Государственным
гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики
Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь).
Одним из наиболее часто совершаемых видов данного
преступления является надругательство над Государственным флагом,
которое выражается в его срыве с места установки с последующими
оскорбительными действиями (срыв флага и последующее кидание его
на землю уже образует состав преступления), либо размещении в сети
Интернет изображения Государственного флага с оскорбительными
комментариями и публикациями.
За надругательство над государственными символами Законом
предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до
одной тысячи базовых величин, исправительных работ на срок до двух
лет, ареста на срок от одного до трех месяцев, ограничения свободы на
срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.
Статья 342. УК предусматривает ответственность за организацию и
подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо
активное участие в них.
Состав данного преступления образуют любые активные действия,
как правило, в ходе несанкционированных массовых мероприятий, грубо
нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным
неповиновением законным требованиям представителей власти, могут
выражаться в создании «сцепки» для оказания сопротивления
работникам милиции, в действиях по прорыву милицейского оцепления,
в перекрытии дорог, повлекшем нарушение работы транспорта и т.д.
Продолжая тему уголовной ответственности, стоит вернуться к
Закону о противодействии экстремизму, в который 14.05.2021 внесены
некоторые поправки, в части введения уголовной ответственность за
экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран.
Значительно
расширен перечень видов экстремистской
деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской
деятельности, в частности, отнесены:
распространение заведомо ложных сведений о политическом,
экономическом, социальном, военном или международном положении
Беларуси,
правовом
положении
ее
граждан,
сведений,
дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных
сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом,
или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением
свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст.369-1 УК);
оскорбление представителя власти в связи с выполнением им
служебных обязанностей, дискредитация органов государственной
власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с
выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную
ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением
свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот
же срок со штрафом (ст.369 УК);
финансирование деятельности экстремистского формирования -
предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного
имущества - последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти
лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лег и лишением
свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК);
публичные призывы к организации или проведению незаконного
собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования
либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет
наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или
лишением свободы на тот же срок (ст.369-3 УК);
финансирование деятельности экстремистского формирования -
предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного
имущества - влечет арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет,
или лишение свободы на срок от трех до пяти лет и лишение свободы на
срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК)
за создание экстремистского формирования либо руководство
таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения
свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до
семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом
с
использованием служебных полномочий, будут наказываться
ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением
свободы на срок от шести до десяти лет (ст.361-1 УК);
дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не
было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской
деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрено
наказание до 7 лет лишения свободы;
Справочно. Примечательно, что в случае своевременного
сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления,
государственным органам, а равно иным образом способствовавшее
выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных
законодательством
к
экстремистской
деятельности,
ее
финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.
Также, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный
сбор либо распространение информации о частной жизни или
персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за
такие действия в отношении лица или его близких в связи с
осуществлением
служебной
общественного долга.
деятельности
или
выполнением
Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение
лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие
экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 Уголовного кодекса
Республики Беларусь наказание за подобные действия может достигать
до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой
лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с
использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения
свободы.
Следует
отметить,
что
совершение
злоумышленниками
преступлений экстремисткой направленности посредством сети
Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.
О противодействии терроризму
Терроризм – социально-политическое криминальное явление,
представляющее собой идеологию и практику применения насилия или
угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений
органами власти, воспрепятствования политической или иной
общественной деятельности, провокации международных осложнений
или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного
порядка.
Правовую
основу борьбы с терроризмом составляют
Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики
Беларусь,
настоящий Закон, другие акты законодательства,
международные договоры Республики Беларусь.
При этом борьба с терроризмом представляет собой деятельность
по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации
последствий террористической деятельности.
Противодействие идеологии терроризма включает комплекс
организационных,
социально-политических,
информационно
пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе
убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на
коренное изменение существующих социальных и политических
институтов государства.
В
качестве
потенциальных
объектов
террористических
устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические
лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости,
критической
инфраструктуры,
транспорта,
коммуникационные и информационные сети.
жизнеобеспечения,
Под защищенностью потенциальных объектов террористических
устремлений следует понимать комплексное использование сил
физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер,
направленных на обеспечение их безопасного функционирования.
Профилактика терроризма предполагает решение следующих
задач: - разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по
устранению причин и условий, способствующих возникновению и
распространению терроризма; -
выявление и прогнозирование террористических угроз,
информирование о них органов государственной власти и органов
местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по
их нейтрализации; - оказание сдерживающего и позитивного воздействия на
поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским
действиям;
- разработка перечня антитеррористических мероприятий для
организации и проведения их с обязательным определением источников
их финансирования; - разработка и введение типовых требований по защите от угроз
террористических актов критически важных и потенциально опасных
объектов, мест массового пребывания людей; - определение прав, обязанностей и ответственности руководителей
органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при
организации мероприятий по антитеррористической защищенности
подведомственных им объектов; - совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба
лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении
контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их
осуществления; - совершенствование взаимодействия республиканских органов
исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в
рамках осуществления международного сотрудничества в сфере
противодействия терроризму.
Организация деятельности по профилактике терроризма требует
обеспечения скоординированной работы органов государственной
власти с общественными организациями и объединениями,
религиозными структурами, другими институтами гражданского
общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач
должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по
противодействию терроризму.
К
основным мерам по предупреждению рассматриваемых
негативных явлений относятся:
политические –
поддержание
стабильной
общественно
политической обстановки, разрешение социальных противоречий и
конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских
настроений и использованию различных форм насилия, формирование
системы противодействия идеологии терроризма, осуществление
международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;
социально-экономические – оздоровление экономики страны,
устранение социальных и экономических условий, способствующих
распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации
общества или отдельных социальных групп, роста безработицы,
существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение
эффективной социальной защиты населения и повышение качества
жизни;
правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных
законодательством
мер
противодействия
экстремизму
для
предупреждения участия организаций и граждан в террористической
деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за
преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая
профилактика правонарушений, способствующих террористической
деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к
совершению экстремистских действий, техническое нормирование и
стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового
пребывания людей, критически важных объектов, регулирование
порядка использования информационно-коммуникационных систем;
информационно-пропагандистские – разъяснение сущности и
общественной
опасности
экстремизма/терроризма,
воспитание
патриотизма, информирование населения о предусмотренных
законодательством механизмах реализации гражданских, политических,
экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан,
формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия,
снижение
уровня
радикализации молодежи, информационно
профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц,
причастных к организации и осуществлению террористической
деятельности;
культурно-просветительские – культивирование, в том числе в
процессе образования и воспитания граждан, социально значимых
ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование
демократической политической и правовой культуры, развитие в
обществе толерантности и создание условий для диалога по
политическим, экономическим, социальным, конфессиональным,
культурным и иным проблемам, обучение населения правилам
поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях
совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально
психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;
организационно-технические – внедрение и использование
программно-технических
средств
выявления
и
пресечения
распространения экстремистских материалов, реализация мер по
физической защите ядерных материалов и ядерных установок для
предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и
реализация целевых программ и мероприятий по выполнению
соответствующих технических требований.
Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с
терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы
государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба
безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы
Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска
Министерства внутренних дел.
Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и
пресечении террористической деятельности в пределах своей
компетенции,
являются
государственные организации.
государственные
органы
и
иные
При этом государственные органы и иные государственные
организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом,
участвуют в государственном реагировании в соответствии с
законодательством.
Также на государственные органы, иные организации и граждан
возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы с
терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в
зоне
проведения контртеррористической операции. Сообщение
гражданами государственным органам о ставших известными им
сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и
поощряется государством.
В силу ст.22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие
участие в террористической деятельности, несут ответственность,
предусмотренную законодательными актами.
Ответственность
деятельность.
организации
за
террористическую
На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь
организация признается террористической и ее деятельность на
территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация,
зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется,
деятельность представительства такой иностранной или международной
организации, расположенного на территории Республики Беларусь,
прекращается.
Заявление
о признании организации террористической,
запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь,
ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории
Республики
Беларусь,
а
также
прекращении деятельности
представительства такой иностранной или международной организации,
расположенного на территории Республики Беларусь, подается в
Верховный Суд Республики Беларусь Генеральным прокурором.
Получение фактических данных, на основании которых Верховный
Суд Республики Беларусь устанавливает обстоятельства, имеющие
значение для принятия решения о признании организации
террористической,
осуществляется
Комитетом государственной
безопасности, который вносит Генеральному прокурору предложение о
подготовке соответствующего заявления с приложением указанных
фактических данных.
В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь
решения о признании организации, зарегистрированной на территории
Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на
территории Республики Беларусь и ее ликвидации принадлежащее ей
имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов
(при условии их непричастности к террористической деятельности),
конфискуется.
В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь
решения о признании иностранной или международной организации,
зарегистрированной
за
пределами
Республики
Беларусь,
террористической, запрещении ее деятельности на территории
Республики Беларусь и прекращении деятельности представительства
такой иностранной или международной организации, расположенного на
территории Республики Беларусь, принадлежащее ему имущество и
имущество этой иностранной или международной организации,
находящееся на территории Республики Беларусь и оставшееся после
удовлетворения требований кредиторов, конфискуется.
Организация, признанная на основании решения Верховного Суда
Республики Беларусь террористической, включается в перечень
террористических организаций, подлежащий опубликованию в
средствах массовой информации. Ведение такого перечня и его
опубликование
осуществляются
безопасности.
Ответственность
Комитетом
организации
за
государственной
финансирование
террористической деятельности должностным лицом этой
организации
Если
должностное
лицо
организации
финансирует
террористическую деятельность с использованием своих служебных
полномочий за счет средств этой организации, то такая организация
признается террористической и ее деятельность на территории
Республики
Беларусь
запрещается,
а
такая
организация,
зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется,
деятельность представительства такой иностранной или международной
организации, расположенного на территории Республики Беларусь,
прекращается.
КоАП Республики Беларусь (статья 19.13) предусматривает
ответственность за финансирование террористической деятельности.
Так, предоставление или сбор юридическим лицом средств любым
способом в целях использования в террористической деятельности,
материального обеспечения или иной поддержки заведомо для
должностного лица этого юридического лица террористов,
террористических групп и террористических организаций, в том числе в
целях проезда к месту обучения для участия в террористической
деятельности, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере
от пятисот до тысячи базовых величин.
Уголовная ответственность предусмотрена за пропаганду
терроризма (ст.289-1 УК), угрозу совершением акта терроризма (ст.290
УК), финансирование террористической деятельности (ст.290-1 УК),
содействие террористической деятельности (ст.290-2 УК), прохождение
обучения или иной подготовки для участия в террористической
деятельности (ст.290-3 УК), создание организации для осуществления
террористической деятельности либо участие в ней (ст.290-4 УК),
организация деятельности террористической организации и участие в
деятельности такой организации (ст.290-5 УК).
О недопущении реабилитации нацизма
Нацизм – тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее
применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с
1933 по 1945 год, связанные с тоталитарными террористическими
методами власти, официальной градацией всех наций по степени
полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими,
сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности
человечества, военными и другими преступлениями, установленными
приговором Международного военного трибунала для суда и наказания
главных военных преступников европейских стран оси.
Реабилитация нацизма – действия, совершенные публично либо с
использованием публично демонстрируемого произведения, или средств
массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет,
или иной информационной сети, выражающиеся в:
оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, признании
их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными
подражания, а также в распространении идеологии нацизма;
одобрении или отрицании преступлений против мира и
безопасности человечества, военных и других преступлений,
установленных приговором Международного военного трибунала либо
приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов,
основанными на приговоре Международного военного трибунала;
оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных
преступными либо виновными в совершении преступлений приговором
Международного военного трибунала либо приговорами национальных,
военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре
Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими
лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной
территории СССР в годы Второй мировой войны политических и
военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких
политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно
содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или)
структур либо организаций, указанных в настоящем абзаце, в любой
форме;
героизации нацистских преступников и их пособников -
преднамеренном прославлении их, а также совершенных ими
преступлений.
Недопущение реабилитации нацизма основывается на принципах:
сохранения исторической памяти и недопущения фальсификации
истории, в том числе искажения исторических фактов;
законности;
признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных
интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;
сочетания гласных и негласных методов недопущения
реабилитации нацизма;
приоритета обеспечения национальной безопасности Республики
Беларусь;
сотрудничества государства с организациями и гражданами;
приоритета предусмотренных законодательством в сфере
профилактики правонарушений мер профилактики правонарушений,
направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих реабилитации нацизма (далее - профилактические
меры);
неотвратимости наказания за реабилитацию нацизма.
К числу субъектов недопущения реабилитации нацизма относятся
органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых
расследований Комитета государственного контроля, пограничной
службы, таможенные органы, органы прокуратуры, Следственного
комитета, республиканские органы государственного управления в
сферах культуры, массовой информации и образования, а также
Национальная академия наук Беларуси, Министерство юстиции,
соответствующие управления юстиции, республиканский орган
государственного управления по делам религий и национальностей,
местные исполнительные и распорядительные.
Иные государственные органы и организации осуществляют
профилактические меры, участвуют в выявлении и пресечении
реабилитации нацизма, а также оказывают содействие субъектам
противодействия реабилитации нацизма в пределах своей компетенции.
В целях противодействия реабилитации нацизма государственные
органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные
органы, в пределах своей компетенции осуществляют профилактические
меры, направленные на предупреждение реабилитации нацизма.
Профилактика реабилитации нацизма осуществляется по
следующим основным направлениям:
мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения
реабилитации нацизма;
формирование в обществе нетерпимости к нацизму и его
реабилитации;
создание и распространение, в том числе в глобальной
компьютерной сети Интернет, информационной продукции в целях
недопущения реабилитации нацизма;
противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти
погибших;
содействие способствующей прославлению победы в Великой
Отечественной войне деятельности в области театрального,
музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного
дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации
и проведения культурно-зрелищных и иных культурных мероприятий,
издательского дела, образовательной и научной деятельности.
К мерам противодействия реабилитации нацизма относятся:
официальное предупреждение;
предписание;
приостановление деятельности организации, представительства
иностранной или международной организации, индивидуального
предпринимателя, деятельность которых направлена на реабилитацию
нацизма;
признание организации, зарегистрированной на территории
Республики Беларусь, деятельность которой направлена на
реабилитацию нацизма, экстремистской, запрещение ее деятельности и
ликвидация такой организации;
признание деятельности индивидуального предпринимателя,
деятельность
которого
направлена
нацизма, экстремистской и ее прекращение;
на
реабилитацию
противодействие деятельности экстремистских формирований,
деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;
запрещение деятельности экстремистских иностранных и
международных организаций, деятельность которых направлена на
реабилитацию нацизма;
противодействие финансированию реабилитации нацизма;
иные
меры
противодействия
реабилитации
нацизма,
предусмотренные законодательством о противодействии экстремизму.
Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает наступление
административной ответственности за пропаганду или публичное
демонстрирование,
изготовление,
символики или атрибутики:
распространение
нацистской
Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с
использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной
информационной сети, изготовление, распространение нацистской
символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой
символики или атрибутики в целях распространения (ч.1 ст.19.10 КоАП)
влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также
орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также
орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, или административный арест с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также
орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, на индивидуального
предпринимателя - наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых
величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - до двухсот
базовых величин с конфискацией предмета административного
правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после
наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч.2
ст.19.10 КоАП), влекут наложение штрафа в размере от десяти до
двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного
правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или
общественные работы с конфискацией предмета административного
правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или
административный арест с конфискацией предмета административного
правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на
индивидуального предпринимателя - наложение штрафа в размере от
двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета
административного правонарушения, а также орудий и средств
совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и
средств, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых
величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без
конфискации таких орудий и средств.
Не являются административными правонарушениями публичное
демонстрирование,
изготовление,
распространение
нацистской
символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой
символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом,
индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при
осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в
области театрального, музыкального, циркового и изобразительного
искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности,
музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных,
зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела,
образовательной
деятельности,
научной
деятельности,
коллекционирования культурных ценностей, средств массовой
информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской
символики или атрибутики.
В соответствии со ст.1 Закона «О недопущении реабилитации
нацизма» нацистская символика и атрибутика – флаги, гимны и иные
музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы,
символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии,
использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии,
Национальной фашистской партией Италии, другими государственными,
военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими
с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы
Второй мировой войны, если эти структуры и организации признаны
преступными либо виновными в совершении преступлений приговором
Международного военного трибунала либо приговорами национальных,
военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре
Международного военного трибунала, а также другими организациями,
сотрудничавшими с такими структурами и организациями, а равно
изображения лиц, признанных этими трибуналами виновными.
Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление,
распространение нацистской символики или атрибутики влечет
наступление уголовной ответственности по ст.341-1 УК.
Оружие, колющие и режущие предметы, взрывчатые вещества и взрывные устройства – это предметы, представляющие повышенную общественную опасность. Белорусское законодательство очень жестко регламентирует порядок их обращения, круг лиц, которые вправе обладать этими предметами и использовать их.
Когда они оказываются в неумелых и тем более детских руках, это представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей, их собственности.
Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений и преступлений, не нарушать права и законные интересы других лиц.
За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырем видам юридической ответственности:
уголовной,
административной,
гражданской,
дисциплинарной.
Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. N 61-З «Об оружии» определяет понятие «холодное оружие» следующим образом: «Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте этого оружия с объектом поражения» (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии»).
К холодному оружию относятся предметы, специально предназначенные или приспособленные для поражения живой цели, они могут быть колющими, колюще-режущими, рубящими, раздробляющими и т.д.
Законом предусмотрена административная ответственность за незаконное хранение или ношение холодного оружия в соответствии со статьей 24.29 «Незаконные действия в отношении холодного, газового, пневматического или метательного оружия» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за незаконные действия в отношении холодного оружия установлена статьей 296 «Незаконные действия в отношении холодного оружия» Уголовного кодекса Республики Беларусь.
ПЕРЕЧЕНЬ предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию в период пребывания в учреждении образования:
горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки;
алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака;
огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (их имитаторы или муляжи);
аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия;
холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (их имитаторы или муляжи);
химические и ядовитые вещества;
наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
принадлежности для азартных игр.
Ответственность за внос детьми запрещенных предметов и веществ в организации образования несут их законные представители.
Помните! Использование предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию, влечет уголовную ответственность. Не совершайте противоправных действий!
Ссылки на источники:
- https://kodeksy-bel.com/zakon_rb_ob_oruzhii/1.htm
- https://kodeksy-bel.com/koap_rb
- https://kodeksy-bel.com/ugolovnyj_kodeks_rb
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 11 марта 2019 года № 156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования».
Профилактика экстремизма в молодежной среде
Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.
Что такое экстремизм
Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.
На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее, и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.
Что относится к экстремистским действиям
К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О противодействии экстремистской деятельности" трактует данное понятие следующим образом:
- насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
- публичное оправдание террористических актов;
- пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
- распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
- нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
- препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
- воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
- пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
- массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
- публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
- финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.
Факторы молодежного экстремизма
Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:
-влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
-влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
-влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
-стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
-собственные представления и моральные установки;
-личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
-психическое напряжение.
Основные направления работы
На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:
- тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
- повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
- включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
- внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
- непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
- анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
- обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
- реализация потребности в самореализации и самовыражении;
- организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Деятельность с разными группами молодежи
Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:
С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.
Группа риска
Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:
- дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью кразличного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
- так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
- подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
- представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
- члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.
Ключевые задачи
Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:
- применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
- формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
- донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
- создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
- формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
- выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.
Основные мероприятия
Разработано множество методических рекомендаций, в которых описаны рекомендованные мероприятия по профилактике экстремизма. В школе и других учебных заведениях рекомендованы следующие действия:
- Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
- Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
- Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
- Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
- Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.
Работа с родителями
Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:
- специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
- степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей;
- формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
- механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
- определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
- сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
- специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
- необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.
Противодействие и самооборона
Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:
Экстремистская деятельность |
Действия |
Угроза подрыва бомбы в помещении |
- в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва; - по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге; - не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения; - покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов; - если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом). |
Поджог здания |
- вызовите службу спасения; подойти к двери и проверить ее - температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации; - обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска); - если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками; - немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия. |
Теракт в самолете |
- сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно; - не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом. |
Телефонная угроза |
если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге; обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет; внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения; передайте информацию в правоохранительные органы. |
Письменная угроза |
как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде; передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы. |
Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.
Подходы к профилактической работе
Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:
Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни.таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.
Заключение
Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.
В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T.Coleman) и доктор АндреаБартоли (англ. AndreaBartoli) в своей работе "AddressingExtremism" дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:
Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:
Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.
Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.
У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.
Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.
ПАМЯТКА для родителей по профилактике экстремизма
Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.
Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.
Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.
На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.
Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.
Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.
Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.
На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.
Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»
Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов
Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».
Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 289. Акт терроризма
- Совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка (акт терроризма) –
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
- Акт терроризма, совершенный повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 124, 126, 290-1- 290-5, частью 4 статьи 309, частью 3 статьи 311и статьей 359 настоящего Кодекса, или сопряженный с причинением тяжких телесных повреждений, –
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.
- Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо с применением объектов использования атомной энергии, либо с использованием радиоактивных веществ или ядерных материалов, сильнодействующих, токсичных химических или биологических веществ или сопряженные с убийством человека, –наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.