Материал подготовлен
УОПП МОБ УВД Гродненского облисполкома
Методика профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых
отношений включает в себя осуществление целого комплекса
разнообразных мероприятий. Специфика работы милиции в данном
направлении заключается не только в организации эффективной системы
реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и
проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных»
семей, острых бытовых конфликтов, осуществлении воспитательной
работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность
преступного поведения в быту. Это такие направления, как обеспечение
раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях;
принятие мер по организации надлежащего профилактического
наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за
«бытовые» преступления; взаимодействие с органами местной власти,
жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан,
длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих
антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных
заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками,
ограничению в дееспособности и лишению родительских прав. Кроме
этого, с участием других субъектов профилактики на территории области
сотрудниками ОВД проводится профилактическая работа в составе
смотровых комиссий по отработке домовладений граждан, в части не
только установления рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, но и
предпосылок к противоправному поведению, в том числе в состоянии
алкогольного опьянения их собственников и совместно проживающих
лиц, в том числе ранее не попадавших в поле зрения ОВД, с принятием
скоординированных совместных профилактических мер к таким лицам со
стороны заинтересованных субъектов профилактики.
В каждом регионе с участием заинтересованных субъектов
профилактики проводятся комплексные профилактические отработки
административных участков, где отмечаются негативные тенденции в
криминогенной обстановке.
2
И это далеко не весь перечень мероприятий, который проводится с
целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых
отношений.
Всем известно, что на факты домашнего насилия сотрудники ОВД
реагируют незамедлительно.
МВД разработан подробный алгоритм действий сотрудников
милиции при реагировании на факты семейно-бытовых конфликтов.
Определен порядок контроля за полнотой проведенных мероприятий по
ним (изложен в Инструкции об организации работы органов внутренних дел по
профилактике правонарушений, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь
от 03.01.2024 №1).
Исходя из сложившейся практики, в большинстве случаев
по результатам реагирования на семейно-бытовые конфликты по решению
сотрудников ОВД агрессор изолируется из семьи. Одновременно
осуществляется направление сведений о таких конфликтах иным
субъектам профилактики. В текущем году ОВД принято более 2 тысяч
(2284) согласий о передаче информации о домашнем насилии в центры
социального обслуживания населения.
В целях оказания помощи лицам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию, обеспечено размещение в оперативно-дежурных службах
территориальных органов внутренних дел информации о наличии в
районах «кризисных» комнат, контактных телефонах работников,
ответственных за размещение граждан, пострадавших от домашнего
насилия, в том числе в ночное время суток.
По состоянию на 01 сентября текущего года ОВД области
в соответствии с Законом «Об основах деятельности
по профилактике правонарушений» профилактический учет
осуществляется в отношении более 3 тысяч (3002) лиц, допустивших
домашнее насилие, с которыми проводится соответствующая
профилактическая работа.
Эффективному решению проблемы домашнего насилия
способствует и использование такой меры индивидуальной профилактики
правонарушений, как защитное предписание: позволяющее его применить
как на стадии подготовки дел об административных правонарушениях к
рассмотрению, так и в порядке уголовно-процессуального
законодательства (по преступлениям против жизни и здоровья, половой
неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и
достоинства).
В текущем году к «дебоширам» такая мера применялась более 2
тысяч раз (2223). За нарушение требований защитного предписания
граждане привлекались к административной ответственности 175 раз.
3
В сфере семейно-бытовых отношений в текущем году выявлено 2910
административных правонарушений, по превентивным статьям в сфере
домашнего насилия (ст.ст.153, 154, 186 УК) возбуждено на 154 уголовных
дела.
Безусловно, это достигнуто благодаря тесному взаимодействию с
работниками прокуратуры, которым ОВД направляются ходатайства для
начала административного процесса в случае нежелания потерпевшей
стороны привлекать «дебошира» к ответственности.
Большая роль в профилактике бытовой преступности отводится
проводимым информационным компаниям. Населению доводится
информация, о порядке уведомления субъектов профилактики
правонарушений о ставших известных случаях насилия в семьях соседей,
знакомых, родственников и др.
Кроме того в каждом райисполкоме имеется свой Интернет-сайт.
На их базе созданы и поддерживаются в актуальном состоянии
специализированные разделы с информацией по вопросам профилактики
домашнего насилия (ответственность за домашнее насилие, порядок
оказания и виды помощи пострадавшим и др.).
Как известно систематическое пьянство (и ведение асоциального
образа жизни) приводит к конфликтным ситуациям в семье, является
детерминирующим фактором как преступности в целом, так и
правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
В целях деалкоголизации населения в текущем году выявлено более
двухсот (234) административных правонарушений за производство и
реализацию алкогольных суррогатов, а лица, занимающиеся данным
видом деятельности, были привлечены к административной
ответственности. Из незаконного оборота изъято более 33 тысяч литров
(33650,9л.) самогона, браги и фальсифицированного алкоголя.
В ЛТП изолированно 765 хронических алкоголиков.
Эффективность данной работы зависит от слаженного
взаимодействия на местах милиции и учреждений здравоохранения.
Помимо этого, обеспечено участие представителей наркологических
служб в работе смотровых комиссий, заседаниях советов ОПОП.
В настоящее время сотрудниками ОВД по сообщениям о домашнем
насилии потерпевшей стороне разъясняется возможность ограничения в
дееспособности лица, допустившего насилие. В дееспособности
ограничено 45 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ставящих
по указанным причинам семью в тяжелое материальное положение.
Совместно с управлением здравоохранения облисполкома обеспечен
взаимообмен информацией о гражданах, страдающих алкоголизмом,
наркоманией, токсикоманией, склонных к совершению правонарушений и
общественно опасному поведению.
4
Благодаря принятым мерам по итогам 8 месяцев текущего года
снижено количество совершенных тяжких телесных повреждений
(с 11 до 5) и убийств (с 9 до 3) в сфере домашнего насилия.
Говоря о профилактике домашнего насилия необходимо затронуть
тему противодействие преступности, связанной с посягательством на
половую неприкосновенность и половую свободу
несовершеннолетних.
Данный вопрос является достаточно щепетильным, но молчать ни в
коем случае нельзя. Сегодня уже невозможно сделать вид, что этой
проблемы нет в обществе. Она была всегда: как 10 лет назад так и 20,
однако в то время обсуждать ее было не принято. В месте с тем, в
последние годы ситуация кардинально изменилась.
На протяжении ряда лет в республике наблюдается сохранение
высокого уровня преступности в данной сфере.
Справочно: работа заинтересованных субъектов профилактики по
противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой
свободы несовершеннолетних строится в соответствии с Планом организационно-
аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних
от сексуального насилия и эксплуатации на 2023–2024 годы, утвержденного первым
заместителем премьер-министра Республики Беларусь 10.03.2023 № 33/102-477/118-
дсп.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что так
называемых педофилов в последнее время стало очень много. В этой
можно отметить, что именно в последние годы наше общество стало
поднимать верхушку айсберга, в том числе благодаря широкому
освещению данного вопроса в средствах массовой информации.
Совершенно очевидно, что проблему отрицать нельзя, нельзя ее
замалчивать, а необходимо делать шаги, чтобы разобраться, выявить и
раскрыть преступление.
Преступления в сфере половой свободы и половой
неприкосновенности несовершеннолетних представляют собой одну из
наиболее опасных форм асоциального поведения, в том числе и
домашнего насилия и всегда вызывают широкий общественный резонанс
негативной направленности.
Важно понимать, что такая категория преступлений имеет скрытый,
латентный характер. Согласно букве закона, сексуальное насилие над
несовершеннолетними – это тяжкое преступление. С медицинской точки
зрения, педофилия – это психическое расстройство, выражающееся в
отклонениях сексуального предпочтения и патологическом влечении
к детям. Иными словами, в каком бы ключе не трактовалось это явление,
оно представляет собой серьезную девиацию, несущую угрозу для
общества.
5
Сексуальное насилие в отношении детей имеет следующие формы:
физическое и психологическое.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в
прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения
последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Физическое сексуальное насилие выражается в совершении с ребенком
конкретных действий сексуального характера или использовании его тела,
изображения, образа в сексуальных целях. Сюда можно отнести:
непосредственно педофилию;
использование детской проституции;
торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации;
использование детей для порносъемок.
Психологическое или эмоциональное насилие это любое
действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в
положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение,
унижение, отчаяние).
Справочно: К преступлениям против половой свободы и половой
неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-
наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь
(далее – УК):
изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего
(части 2, 3 статьи 166 УК);
насильственные действия сексуального характера в отношении
заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи
167 УК);
половое сношение и иные действия сексуального характера с
лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
развратные действия (статья 169 УК);
понуждение к действиям сексуального характера заведомо
несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь
(далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о
преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы,
предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной
компетенции органов предварительного следствия.
Законодательство республики в данном направлении постоянно
совершенствуется, разработаны законопроекты о введении
административной ответственности за хранение и просмотр детской
порнографии и меры принудительного лечения лиц, страдающих
«педофилией».
Работа по предотвращению сексуального насилия в отношении
детей включает целый комплекс мер. Правоохранители используют
специальные программы для упрощения отслеживания преступников в
6
Интернете, занимаются мониторингом общественного мнения,
привлекают к взаимодействию учреждения здравоохранения, образования,
заинтересованные госорганы и неправительственные организации для
распространения информации о проблеме, своевременного реагирования
на изменения в поведении ребенка и выявления злодеяний. С каждым
годом эта работы совершенствуется, в том числе изучается
международный опыт.
В рамках либерализации уголовного закона приняты инициативы
МВД в части установления административной преюдиции
в статье 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК),
с целью послабления ответственности в отношении фактов
распространения материалов порнографического характера, не
представляющих общественной опасности, а также переориентированием
сотрудников на выявление тяжких и особо тяжких преступлений.
Путем принятия примечания к статьям 166 (Изнасилование), 167
(Насильственные действия сексуального характера) УК, реализована
выдвинутая в 2020 г. инициатива, которая в целях недопущения
повторной виктимизации снизила обязательный возрастной порог для
проведения экспертиз в отношении детей в возрасте до 12 лет, признавая
тем самым их нахождение заведомо в беспомощном состоянии (уязвимом
положении).
Соответствующие изменения внесены и в ст. 168 УК «Половое
сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим
16-летнего возраста. В частности, примечание к данной норме определяет,
что лицо, совершившее действия, предусмотренные ч.1 настоящей статьи,
освобождается от уголовной ответственности, если будет установлено,
что это лицо и совершенное им преступление перестали быть
общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей
(потерпевшим).
Преступность, связанная с посягательством на половую
неприкосновенность несовершеннолетних, имеет высокий уровень
латентности. Очевидно, что преступления указанной категории, как
правило, совершаются без свидетелей, потерпевшие сообщают о
совершенном преступлении по прошествии продолжительного периода
времени, когда следы преступления уже уничтожены, либо возникают
проблемы в их дальнейшем использовании в качестве доказательств
(постирано белье, вымыто тело, уничтожены записи с камер наблюдения и
т.д.).
Данные факты обусловлены разными причинами, в том числе
боязнью мести со стороны лиц, совершивших преступления, придания
огласке произошедшего, а также возрастом потерпевших, в силу которого
не все понимают противоправность совершенных в отношении них
7
действий, а в отношении малолетних еще и их беспомощным состоянием,
а также мнением ребенка, что в том, что с ним произошло, виноват он сам.
Выявление таких преступлений осложняется и нежеланием ряда взрослых
и самих детей разглашать сведения о случившемся, мотивируя, это тем,
что разглашение данных сведений негативно повлияет на репутацию
несовершеннолетнего и семью, где он воспитывается.
Крайне важно своевременное выявление и предоставление
правоохранительным органам материалов и сведений, подтверждающих
факт сексуального насилия над ребенком, в том числе информацию о его
физическом и психологическом состоянии. Активно используется
алгоритм взаимодействия (методические рекомендации)
правоохранительных органов с учреждениями здравоохранения,
образования. Участники такой конструктивной деятельности
предоставляют правоохранительным органам материалы и сведения,
подтверждающие факт сексуального насилия над ребенком, в том числе
информацию о его физическом и психологическом состоянии, которая в
последующем может быть использован при формировании
доказательственной базы.
Значительная доля преступлений против половой
неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних
совершается близкими людьми: родителями, опекунами, сожителями
матерей.
ОВД во взаимодействии с заинтересованными принят ряд мер по
повышению эффективности противодействия преступлениям против
половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.
МВД совместно с Минобразования и представительством детского
фонда ООН в Беларуси запустило информационный ресурс
kids.pomogut.by. Портал предназначен для получения онлайн-
консультаций и информации по безопасному поведению детей в сети
Интернет, оказания квалифицированной помощи детям, родителям,
педагогам.
Подытоживая выступление, хочется особо подчеркнуть, что
эффективный механизм противодействия педофилии может быть
выстроен только при условии консолидации совместных усилий. Реальная
вовлеченность в эту работу всех социальных институтов призвана
способствовать снижению рисков и угроз в данной сфере и является
залогом успешности принимаемых мер. Защита детей от надругательства
– это наша общая задача и необходимо сделать все от нас зависящее, для
того, чтобы не допустить увеличения числа искалеченных судеб.