Роль родителей в создании благоприятного психологического климата,
в формировании жизнеутверждающей позиции,
в приобретении позитивного жизненного опыта детьми
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л.Н. Толстой)
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с
обучением, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и
комплексов.
Нормальная семейная атмосфера – это
- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей,
основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной,
трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном
отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов,
привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к
посильному труду;
- в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в
совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении,
задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья – важнейший
институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого
рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов.
Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые в свою
очередь, имеют тоже сложную структуру.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить
взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной
поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологический смысл поддержки ребенка состоит в том, чтобы, общаясь с ним,
давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он
может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки — это научиться
видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом. Это значит любить его не
за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать:
— принятие;
— внимание;
— признание (уважение);
— одобрение;
— теплые чувства.
Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух
комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите.
Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем
времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний:
«Так почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или: «Я надеюсь, ты теперь всегда
будешь так же убирать, как сегодня!»
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется
изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать
внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется
сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.
Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда
ему хорошо.
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать
ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут
оказаться следующие высказывания:
- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим
уроком.
- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки,
ты тоже учишься.
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»,
«продолжай»);
• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это
действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно»,
«Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это
сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
• прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять
подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
• совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком;
мягко вести его; слушать его;);
• выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка.
Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты
забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что
я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у
ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности
изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».
Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание
сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его
способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он
почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ
1. Старайтесь сохранять в доме благоприятную эмоциональную обстановку.
2. Будьте внимательны к своему ребёнку. Открыто обсуждайте семейные и
внутренние проблемы детей.
3. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
4. Помогайте ребёнку в решение сложных жизненных проблем, объясняйте,
информируйте, содействуйте в формировании позитивной оценки самых различных сторон
жизни.
5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные
начинания молодёжи.
6. Придерживайтесь демократического стиля воспитания. Такой стиль воспитания
характеризуется проявлением тёплых чувств родителями и их детьми, наличием
взаимопонимания между ними, умеренной дисциплиной и частым общением. Не применяйте
физические наказания ни при каких условиях.
7. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.
Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем
результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит
народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности
и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении. Поэтому
совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём
отношении к своим детям и к самим себе".
Мы хотели бы поделиться с Вами «рецептом счастья»: “Возьмите полную чашу
терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте
добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо
перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого
встретите на своем пути!
Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета
Учреждение образования
"Слонимский государственный колледж"