Родителям

Как распознать: КОНФЛИКТ или БУЛЛИНГ?

POMOGUT.BY - ПОНЯТЬ ПРИНЯТЬ ПОМОЧЬ

Памятка «О недопустимости хранения и проноса в учреждения образования и общественные места предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию»

 

Оружие, колющие и режущие предметы, взрывчатые вещества и взрывные устройства – это предметы, представляющие повышенную общественную опасность. Белорусское законодательство очень жестко регламентирует порядок их обращения, круг лиц, которые вправе обладать этими предметами и использовать их.

Когда они оказываются в неумелых и тем более детских руках, это представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей, их собственности.

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений и преступлений, не нарушать права и законные интересы других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырем видам юридической ответственности:

уголовной,

административной,

гражданской,

дисциплинарной.

Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. N 61-З «Об оружии» определяет понятие «холодное оружие» следующим образом: «Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте этого оружия с объектом поражения» (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии»).

К холодному оружию относятся предметы, специально предназначенные или приспособленные для поражения живой цели, они могут быть колющими, колюще-режущими, рубящими, раздробляющими и т.д.

Законом предусмотрена административная ответственность за незаконное хранение или ношение холодного оружия в соответствии со статьей 24.29 «Незаконные действия в отношении холодного, газового, пневматического или метательного оружия» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за незаконные действия в отношении холодного оружия установлена статьей 296 «Незаконные действия в отношении холодного оружия» Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

ПЕРЕЧЕНЬ предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию в период пребывания в учреждении образования:

горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки;

алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака;

огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (их имитаторы или муляжи);

аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия;

холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (их имитаторы или муляжи);

химические и ядовитые вещества;

наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;

принадлежности для азартных игр.

Ответственность за внос детьми запрещенных предметов и веществ в организации образования несут их законные представители.

Помните! Использование предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию, влечет уголовную ответственность. Не совершайте противоправных действий!

 Ссылки на источники:

  1. https://kodeksy-bel.com/zakon_rb_ob_oruzhii/1.htm
  2. https://kodeksy-bel.com/koap_rb
  3. https://kodeksy-bel.com/ugolovnyj_kodeks_rb
  4. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 11 марта 2019 года № 156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования».

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее, и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О противодействии экстремистской деятельности" трактует данное понятие следующим образом:

- насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;

- публичное оправдание террористических актов;

- пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;

- распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;

- нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;

- препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;

- воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;

- пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;

- массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;

- публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;

- финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

-влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

-влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

-влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);

-стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

-собственные представления и моральные установки;

-личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);

-психическое напряжение.

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

- тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;

- повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;

- включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;

- внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);

- непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;

- анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;

- обеспечение доступности культурных благ для молодежи;

- реализация потребности в самореализации и самовыражении;

- организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.

С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

- дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью кразличного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);

- так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;

- подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;

- представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;

- члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

- применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;

- формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;

- донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;

- создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;

- формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;

- выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

Разработано множество методических рекомендаций, в которых описаны рекомендованные мероприятия по профилактике экстремизма. В школе и других учебных заведениях рекомендованы следующие действия:

- Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.

- Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.

- Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.

- Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.

- Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Работа с родителями

Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

- специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;

- степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей;

- формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;

- механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;

- определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;

- сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";

- специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;

- необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность

Действия

Угроза подрыва бомбы в помещении

- в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;

- по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;

- не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;

- покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;

- если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).

Поджог здания

- вызовите службу спасения;

подойти к двери и проверить ее - температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;

- обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);

- если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;

- немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.

Теракт в самолете

- сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;

- не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.

Телефонная угроза

если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;

обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;

внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;

передайте информацию в правоохранительные органы.

Письменная угроза

как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;

передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Подходы к профилактической работе

Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.

Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.

Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.

Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни.таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.

Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

Заключение

Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.

Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T.Coleman) и доктор АндреаБартоли (англ. AndreaBartoli) в своей работе "AddressingExtremism" дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.

Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).

Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).

Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

 

ПАМЯТКА   для родителей по профилактике экстремизма

Одной из особенностей современной Беларуси  стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

Памятка по профилактике экстремизма и терроризма

Одной из особенностей современной Беларуси  стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

 

Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного право­нарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета администра­тивного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета администра­тивного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правона­рушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

 

Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 289. Акт терроризма

  1. Совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка (акт терроризма) –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

  1. Акт терроризма, совершенный повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 124126290-1290-5, частью 4 статьи 309, частью 3 статьи 311и статьей 359 настоящего Кодекса, или сопряженный с причинением тяжких телесных повреждений, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

  1. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо с применением объектов использования атомной энергии, либо с использованием радиоактивных веществ или ядерных материалов, сильнодействующих, токсичных химических или биологических веществ или сопряженные с убийством человека, –наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.

Региональная карта (Слонимский район) оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

Материалы по профилактике половой неприкосновенности несовершеннолетних

10 популярных фактов о наркотиках, которые оказались ложью

Этапы выхода из конфликтных ситуаций с подростками:

 

1 этап: Прояснение конфликтной ситуации

• Сначала необходимо выслушать ребенка.
• Уточнить, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
• Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
• Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
• Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.
• Попытаться доступно объяснить ваш запрет.


2 этап. Сбор предложений
• Желательно начать с вопроса: «Как же нам быть?», «Как поступить?»
• Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
• Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
• Если предложений много, их можно записать на бумаге.


3 этап. Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения
• Провести совместное обсуждение предложений.
• При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
• Определить и осознать истинные желания друг друга.
• Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать «трудные» вопросы.


4 этап. Контроль над выполнением решения
• Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
• Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
• Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

 

Мудрые советы
• Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
• Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
• Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
• Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
• Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
• Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
• Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
• Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
• Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
• Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

 

Заповеди педагогики сотрудничества
• Не унижайте достоинства подростка.
• Не угрожайте ему.
• Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
• Не допускайте непоследовательности в требованиях.
• Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
• Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий. Не потакайте подростку.
• Не опекайте его излишне.
• Не вымогайте у него обещаний.
• Не лишайте его права оставаться подростком.

 

Как понять что ребёнок занялся закладками

подробнее...

Если вы увидели в телефоне своего ребенка

подробнее...
26 марта, вторник

25.03.2024 - 05.04.2024 - Областное родительское собрание

подробнее...
25 марта, понедельник

Дроп и Дропнуть!

подробнее...
20 марта, среда

У моего ребенка нет проблем. Нам не нужна никакая помощь.

подробнее...
12 марта, вторник

ОПАСНАЯ сеть, или правила НАВСЕГДА

подробнее...
5 марта, вторник

Флэты, вписки…что только не услышишь от подростка сегодня

подробнее...
1 марта, пятница

1 марта - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

подробнее...
1 марта, пятница

Сетевая гигиена подростка

подробнее...
26 февраля, понедельник

Пубертатная демонстративность – как выявить, как реагировать

подробнее...